Положение об аттестации учащихся

размещено в: Документы, Локальные акты | 0

Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся утверждено. Просим ознакомиться и при необходимости оставлять комментарии.

Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся

1. Общие положения

1.1. Данное положение разработано на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в РФ» и Устава ГБОУ СОШ №207.
Данное положение регулирует порядок, периодичность и формы проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в ГБОУ СОШ №207 (далее – школа), определяет примене-ние единых требований к оценке знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся по различным предметам.
1.2. Школа самостоятельна в осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установлении их форм, периодичности и порядка проведения, выборе системы оценивания (п. 10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №207 «Об образовании в РФ»).
1.3. Настоящее Положение утверждается директором по решению педагогического совета школы.
1.4. Аттестация – это оценка качества результатов освоения обучающимися содержания конкретной учебной дисциплины, предмета, курса в процессе или по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок).
1.5. Целью аттестации является:
— обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдение их прав и свобод в части регламента-ции учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами, уважение их личности и человеческого достоинства;
— установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по предметам обязательно-го компонента учебного плана, их практических умений и навыков;
— соотнесение этого уровня с требованиями образовательного стандарта;
— контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического планирования изучения учебных предметов.
1.6. Виды аттестации: государственная итоговая (за курс основного общего и среднего общего образования), промежуточная (триместр, полугодие, год), тематическая, текущая.
1.7. Выбор видов, форм и методов проведения тематической и текущей аттестации остается за учителем (по согласованию с методическим объединением). Выбор видов, форм и методов проведе-ния промежуточной аттестации определяется решением педагогического совета и утверждается приказом директора школы.
1.8. Порядок, цели и задачи государственной итоговой (за курс основного общего и среднего общего образования – ГИА) аттестации определяются на основе соответствующих государственных нормативных документов. Школа обеспечивает их выполнение на основании локального акта, утвержденного решением педагогического совета школы и приказом директора.

2. Виды аттестации

2.1. Текущая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета, которая проводится преподавателем данного учебного предмета в процессе её изучения.
2.2. Тематическая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета, которая проводится преподавателем данного учебного предмета по окончанию ее изучения.
2.3. Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретного учебного предмета по итогам учебного периода (триместра, года); проводится препода-вателем данного учебного предмета или комиссией (в случае введения переводных экзаменов по итогам года по данному предмету).
2.4. Итоговая аттестация – это оценка знаний выпускников по данному предмету по завершении основного общего и среднего общего образования для определения соответствия их знаний государственным образовательным стандартам; проводится на основании соответствующих государственных нормативных документов.
2.5. Устранение академической задолженности по предмету – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретного учебного предмета, по которому при проведении промежуточной аттестации за предшествующий период была выставлена неудовлетворительная оценка или обучающийся не был аттестован.

3. Формы проведения аттестации

3.1. Формы проведения аттестации:
а) для текущей аттестации – поурочное оценивание результатов различных видов деятельности обучающихся;
б) для тематической аттестации – контрольные работы, творческие работы, тестирование, зачеты, проектные работы;
в) для промежуточной аттестации – экзамен, дифференцированный зачет, тестирование, защита рефератов, проектов, творческих работ, письменные проверочные и контрольные работы (может выставляться автоматически и на основании результатов текущей и тематической аттестации);
г) для итоговой аттестации – государственный экзамен (число экзаменов определяется нормативны-ми документами).
3.2. Письменная работа – предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий), в том числе с использованием электронных ресурсов; к письменным видам проверки относятся:
— домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы;
— письменные отчеты о наблюдениях;
— письменные ответы на вопросы теста, в том числе тестирование, проводимое с помощь компьютер-ной техники;
— сочинения, изложения, диктанты, рефераты.
3.3. Устная проверка по билетам — предполагает ответы на вопросы, сформулированные в билетах, выполнение предложенных практических заданий (решение задачи, разбор предложения, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта и т. д.).
3.4. Комбинированная проверка – предполагает сочетание письменного и устного видов, в том числе с использованием электронных ресурсов.
3.5. Защита реферата — предполагает предварительный выбор обучающимся интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника или научного руководителя, глубокое изучение избранной проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до защиты реферат представляется обучающимся на рецензию учителю или научному руководителю. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет отметку обучающемуся после защиты реферата.
3.6. Защита проекта — предполагает взаимодействие учителя-предметника или научного руководителя с учеником в ходе работы над проектом (деятельность учащегося является ведущей), связь типа проекта с ведущей деятельностью, осуществляемой учащимся в ходе проекта, и с формируемой у него компетентностью (под компетентностью в данном случае понимается опыт практического применения приобретенных знаний, умений, навыков). Не позднее чем за неделю до аттестации проект представляется обучающимся на рецензию учителю или научному руководителю. Аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет отметку обучающемуся после защиты проекта.

4. Организация и порядок проведения аттестации

4.1. Текущая и тематическая аттестация проводится преподавателем в ходе изучения материала, её результаты фиксируются в классном журнале, дневнике ученика и электронном классном журнале. Отметки, выставляемые в классный журнал, дневник ученика и электронный классный журнал, должны совпадать.
4.2. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в сроки, определяемые образовательным учреждением. Во 2-11 классах промежуточная аттестация осуществляется за каждый триместр и год.
Отметки по предметам за аттестационный период выставляются не позднее, чем за 3 дня до его окончания.
Обучающийся может быть аттестован за триместр (полугодие), если он выполнил академический минимум по данному учебному предмету. Академический минимум по каждому предмету на текущий учебный год определяется школьными методическими объединениями и утверждается директором школы по решению педагогического совета.
Обучающийся может быть не аттестован, если он пропустил 60% уроков и более. В этом случае в классном журнале делается запись «не аттестован», и считается, что учащийся имеет академическую задолженность по данному предмету.
Время проведения контрольных работ определяется общешкольным графиком, который составляет заместитель директора по согласованию с учителями.
Используя изученный за учебный год программный материал, учитель-предметник составляет билеты, определяет темы рефератов, проектов, дифференцированных зачетов, группы вопросов для собеседования и тестирования. Аттестационный материал согласуется на методических объединени-ях учителей-предметников и утверждается решением МО.
Восполнение учащимися знаний пропущенного материала производится самостоятельно (возможны индивидуальные консультации учителя в соответствии с расписанием) с обязательной аттестацией, которая может быть перенесена на срок, необходимый для полного освоения учебного материала. Контроль аттестации осуществляет заместитель директора по УВР.
Итоги промежуточной аттестации выставляются в классные журналы и доводятся до сведения родителей (законных представителей) учителями или классными руководителями. Годовые отметки по предметам, запись о переводе (условном переводе, повторном обучении) заносятся классными руководителями в классный журнал и личные дела учащихся по окончанию учебного года.
Обучающиеся переводных классов, освоившие в полном объеме соответствующую образова-тельную программу учебного года и успешно прошедшие промежуточную аттестацию, переводятся в следующий класс.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации или непрохождение промежуточной аттестации признаются академической задолженностью.
4.3. Устранение академической задолженности по предмету проводится в течение учебного года. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность, образовательная организа-ция обязана создать учащемуся условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью её ликвидации (ст. 58 ФЗ-273).
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни учащегося.
Дата проведения аттестации при устранении академической задолженности, вид и тематическое содержание работы доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за 2 недели до проведения аттестации. Содержание и вид работы определяется методическим объединением по предмету.
Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия, состоящая из экзаменующего учителя, учителя-ассистента и заместителя директора по УВР.
Образовательная организация в целях организованного окончания текущего учебного года вправе по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося установить график ликвидации академической задолженности, начиная с июня текущего года. С целью обеспечения качественного хода учебного процесса рекомендуется устранить академическую задолженность не позднее первого триместра следующего учебного года.
Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей) (п.20 гл II Порядка организа-ции и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным програм-мам, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015).
Обучающиеся, имеющие неудовлетворительные годовые отметки
и (или) неаттестацию по одному или нескольким учебным предметам, по усмотрению родителей (законных представителей):
оставляются на повторное обучение;
переводятся на обучение по адаптированной образовательной программе
в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану;
переводятся на обучение иных формах.
Не допускается повторное обучение обучающихся первых классов. В то же время возможно дублирование программы первого класса при наличии письменного заявления родителей (законных представителей) обучающегося и рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по определению образовательной программы, формы получения образования и (или) созданию специальных условий для получения образования.
Обучение по индивидуальному учебному плану устанавливается локальным актом образовательной организации. В локальном акте, определяющем порядок обучения по индивидуальному учебному плану, образовательная организация устанавливает особенности освоения образовательных программ обучающимися, имеющими неудовлетворительные годовые отметки
и (или) неаттестацию по одному или нескольким учебным предметам.
В индивидуальный учебный план включаются только те учебные предметы, по которым обучающийся имеет неудовлетворительные годовые отметки и (или) неаттестацию, устанавливается количество дополнительных индивидуальных и (или) групповых занятий
и график промежуточной аттестации, изменяются сроки освоения программы
по указанным учебным предметам.
Образовательная организация разрабатывает и утверждает индивидуальный учебный план в установленном порядке, а также информирует о его содержании родителей (законных представителей) обучающихся.
Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучаю-щиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.
Таким образом, обучение по программе основного общего образования обучающихся, не освоивших программу начального общего образования, не допускается. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию за 4 класс начальной школы, а тем самым не освоившие образовательную программу начального общего образования, не могут быть переведены в 5 класс для обучения на уровне основного общего образования, в том числе условно.
4.4. Итоговая аттестация выпускников 9-х и 11-х классов проводится согласно Положению о государственной (итоговой) аттестации и Положению о едином государственном экзамене в сроки, определяемые Министерством образования и Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, и на основании локального акта, утвержденного решением педагогического совета школы и приказом директора.

5. Правила выставления отметок при аттестации

5.1. Текущая аттестация (выставление поурочных отметок за различные виды деятельности учащихся в результате контроля, проводимого учителем) осуществляется на уроке.
5.2. При тематической аттестации определяющее значение имеет оценка усвоения программного материала обучающимся при его комплексной проверке в конце изучения темы.
5.3. При аттестации обучающихся по учебным предметам «Элективные курсы» возможно:
1) выставление отметок по тем же критериям, что и по остальным предметам учебного плана,
2) проведение тематических зачетов, на основании которых выставляются зачеты за аттестацион-ный период. «Незачет» может быть выставлен в случае, если обучающийся проявил отсутствие знаний и умений на уровне минимальных требований программы, отсутствие умения работы на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на стандартные вопросы, не соблюдает основные правила культуры письма и устной речи, оформления письменных работ, творческих заданий и т.п. Решение о форме аттестации по учебным предметам «Элективные курсы» принимается педагогическим советом и утверждается директором школы.
5.4. Отметка при промежуточной аттестации за триместр не должна выводиться механически как среднее арифметическое отметок тематических аттестаций. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика; выставляется на основании отметок, полученных обучающимся при тематической аттестации, как за комплексную проверку усвоения нескольких тем. Определяющее значение в этом случае имеют отметки за наиболее важные темы, на изучение которых учебной программой отводилось больше времени.
Рекомендуется не ставить положительную отметку при аттестации за триместр (полугодие), если имеется даже одна неудовлетворительная отметка («1» или «2»), полученная обучающимся при тематической аттестации. В этом случае обучающийся должен в обязательном порядке доказать наличие минимальных знаний, умений и навыков по данной теме путем сдачи по ней зачёта. Учитель вправе поставить положительную отметку, если при выполнении итоговой работы за триместр или учебный год обучающийся удовлетворительно выполнил включенные в работу задания по теме, за которую он имел неудовлетворительную отметку при тематической аттестации..
5.5. Отметка при промежуточной годовой аттестации определяется исходя из фактических знаний и умений, которыми владеет обучающийся к моменту её выставления. Определяющими в этом случае являются отметки за триместры и отметка за итоговую контрольную работу, зачет и другие формы проверки знаний, умений и навыков обучающегося за год.
5.6. В случае несогласия учащегося с отметкой, выставленной учителем по итогам всех видов аттестации, учащийся имеет право подать в установленном порядке апелляцию и пройти аттестацию в виде сдачи экзамена (зачёта) комиссии или пересмотра членами комиссии письменной экзаменационной работы.

6. Аттестационные комиссии

6.1. Списки аттестационных комиссий, принимающих промежуточную аттестацию в переводных классах, даты контроля, консультации утверждаются руководством общеобразовательного учрежде-ния не позднее 1 мая. Срок проведения промежуточного контроля: с 10 по 23 мая (по решению педагогического совета аттестация может быть проведена в более ранние сроки). При составлении расписания промежуточного контроля необходимо учитывать, что в день проводится аттестация только по одному предмету, между двумя предметами — не менее двух дней (исключая выходные дни).
6.2. Повторная промежуточная аттестация по учебному предмету при получении неудовлетворительной отметки или неявки обучающегося по уважительной причине проводится не ранее, чем через 3 – 7 дней.
6.3. Аттестационная комиссия для промежуточной аттестации может состоять из двух преподавателей: учителя-предметника и ассистента.
6.4. По проведении промежуточной аттестации аттестационные комиссии сдают анализ соответствия знаний обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов по схеме или вопросам, разработанным руководством общеобразовательного учреждения.

7. Права и обязанности участников процесса аттестации

7.1. Участниками процесса аттестации считаются: обучающийся и учитель, преподающий предмет в классе, администрация школы. Права обучающегося представляют его родители (законные представители).
7.2. Учитель, осуществляющий текущую и промежуточную аттестацию, имеет право:
а) разрабатывать материалы для всех форм текущей и промежуточной аттестации
обучающихся;
б) проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися
содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников
требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным
представителям) по методике освоения минимальных требований к уровню подготовки
по предмету.
7.3. Учитель в ходе аттестации не имеет права:
а) использовать при составлении заданий содержание предмета, непредусмотренное
учебными программами;
б) использовать методы и формы, не апробированные или не обоснованные в научном и
практическом плане, без утверждения их методическим объединением;
в) оказывать давление на обучающихся.
7.4. Классный руководитель обязан доводить через дневник, родительские собрания, собседования с родителями (законными представителями) результаты текущей и промежуточной аттестации обучающегося. В случае неаттестации обучающегося за триместр или год письменно уведомить его родителей (законных представителей) о решении педагогического совета, а также о сроках и формах ликвидации задолженности.
7.5. Обучающийся имеет право:
а) в случае подтвержденной документально болезни на изменение формы промежуточ-ной аттестации, её отсрочку;
б) на доброжелательное к нему отношение в процессе аттестации;
в) на независимую оценку его уровня подготовки педагогами школы или полностью
независимыми от образовательного учреждения специалистами.
7.6. Обучающийся обязан:
а) проходить все формы аттестации в порядке, установленном школой;
б) в процессе аттестации выполнять обоснованные требования учителей и администра-ции
школы;
в) соблюдать все нормативы и правила, предусмотренные нормативными документами,
определяющими порядок аттестации.
7.7. Родители (законные представители) обучающегося имеют право:
а) знакомиться с формами аттестации, нормативными документами, определяющими её порядок и критерии оценивания;
б) знакомиться с итогами любых форм аттестации;
в) обоснованно и аргументированно обжаловать результаты аттестации обучающегося в случае нарушения школой процедуры аттестации.
7.8. Родители (законные представители) обучающегося обязаны:
а) соблюдать правила нормативных документов, определяющих порядок аттестации обучающегося;
б) с уважением, корректно относиться к педагогам, участвующим в аттестации обучающегося;
в) вести контроль успеваемости обучающегося, результатов его текущей, промежуточной и итоговой аттестации;
г) обеспечить ликвидацию обучающимся задолженности по предмету в течение
учебного года в случае перевода обучающегося в следующий класс условно.

 

Положение об аттестации учащихся (.pdf)